Существование и развитие человеческого общества возможно лишь при условии воспроизводства населения. К. Маркс подчеркивал, что будущее всего рабочего класса и, «следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения». Но чтобы воспитывать детей, их надо «кормить и освободить от необходимости зарабатывать себе пропитание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. 198.).
Классики марксизма-ленинизма придавали огромное значение созданию благоприятных условий жизни детей и подростков. При этом общество должно обеспечивать ребенку не только средства к существованию, но и заботиться о том, чтобы у него было все необходимое для полного и всестороннего развития. Переложение на все общество части хозяйственных и в значительной степени воспитательных забот семьи В. И. Ленин рассматривал как средство для предоставления детям более благоприятных условий их развития.
Уже в первые дни существования Советской власти по инициативе В. И. Ленина был издан ряд декретов, направленных на охрану здоровья детей и подростков:
- «О восьмичасовом рабочем дне» [29 октября 1917 (11 ноября 1918)], в котором воспрещалось использовать труд детей, не достигших 14 лет, а для подростков до 18 лет устанавливалась продолжительность рабочего дня не более 6 часов
- Декрет от 16 октября 1918, согласно которому все учащиеся школ должны находиться под постоянным (диспансерным) наблюдением врача
- «Об усилении детского питания» (14 сентября 1918)
- «О бесплатном детском питании» (17 мая 1919), на основании которого всем детям до 14 лет, независимо от. классового положения родителей, выдавалось бесплатное питание, и др.
Были созданы диетические столовые для школьников, оздоровительные площадки при школах, санатории для детей, страдающих неврозами, туберкулёзом, лесные школы.
|