09.02.2012
Сегодня редкий политический и общественный форум обходится без упоминания об образовании как основе развития экономики и общества. Как предполагают чиновники, современная модель образования должна быть ориентирована на решение инновационных задач экономики. Понятно, что изменить с ходу складывавшуюся десятилетиями систему, впитавшую в себя традиции советской, а потом и российской школы, невозможно. Модернизированная система должна не только быть открыта новым запросам и гибко реагировать на внешний заказ, но и пользоваться принципиально новыми управленческими инструментами. Осваивать новый проект с задачами государственной важности уже начали в Кировском районе Саратова. Одним из главных моментов модернизации является повышение заработной платы учителей, а точнее, доведение ее до среднего уровня по области. Причем эта задача рассматривается не как самоцель, а как инструмент формирования нового поколения учителей, которые, обладая всеми навыками современной педагогики, могут рассчитывать на достойную оплату. Проведенные в Саратове мероприятия позволили повысить среднюю заработную плату учителей в декабре 2011 года до 17,8 тысячи рублей. Для сравнения, в 2010 году она составляла чуть более 11 тыс. рублей. Отдельное внимание уделяется поддержке молодых учителей. Согласно закону, они уже с первых дней работы в школе кроме базовой зарплаты получают стимулирующие надбавки на уровне, сложившемся у учителей по школе. В итоге, зарплата учителей со стажем работы до трёх лет в среднем по Кировскому району составляет сегодня 10,4 тыс. рублей. Этот факт позволяет надеяться, что на работу в школы придут амбициозные молодые профессионалы, способные быстро реагировать на происходящие изменения. Существенные средства были направлены на решение проблем материально-технического оснащения школ современными кабинетами, оборудованием и инвентарем. С 1 сентября 2012 года во всех учреждениях района были введены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Вместе с тем президентом Дмитрием Медведевым была поставлена задача перехода к практически ориентированной модели образования, превращения школы в центр общества, а не только в место, где учат детей. Важным также является и тот факт, что государство выделяет деньги не на школу, не на учителя, а на получение образования детьми. Другими словами, впервые финансирование стало ориентированным в первую очередь на результат, а не на процесс, как это было раньше. В новых условиях школам Кировского района приходится менять стиль своей работы и вести борьбу за своего ученика. Поэтому с сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения приступили к разработке практико-ориентированных моделей развития учреждений. Уже в январе, при проведении Дней образования в районе, предложенные модели обсуждались с родителями, депутатами, представителями администрации района. Эксперты в качестве наиболее удачных проектов отметили следующие модели: «Школа-музей» (школа № 67, директор Полянская Г. М.), «Школа – территория здоровья» (школа № 21, директор Паршикова Т. В.), «Школа – территория успеха» (школа № 31, директор Кичаева Т. А.), «Школа – открытое образовательное пространство» (лицей математики и информатики, директор Дубовицкая Т. А.), «Школа – проектно-исследовательская лаборатория» (школа № 73, директор Еремина И. М.). Сразу три образовательных учреждения остановились на модели «Школа – социокультурный центр» (школа № 71, директор Сафронова Н. А., школа № 93, директор Рукан Н. П., прогимназия «Кристаллик», директор Клевцова В. Л.). С перспективой формирования системы сетевого взаимодействия и повышения квалификации школой № 51 (директор Паршина С. Я.) заявлена модель «Школа – тьюторский центр». Работа по этим направлениям уже ведется в каждой из школ. Так, в школе № 67 ребята изучают историю своего учреждения, ведут работу по оформлению музейных комнат, посвященных самому известному выпускнику, легендарному актеру Олегу Янковскому, интересуются историей космонавтики и боевой славы. По пути мониторинга здоровья школьников развивается 21-я школа. Здесь работает экспериментальная площадка, готовится создание кабинета здоровья, а пришкольная территория позволяет заниматься разными видами спорта. В школе № 31 педагоги, ученики, родители пытаются раскрыть секрет успеха и вместе ищут ответ на вопрос «Как научиться прогнозировать свой успех и его добиваться?». Кроме того, во всех школах района отдельное направление занимает развитие массового спорта и семейного досуга. Каждую вторую и четвертую субботу месяца на площадках учреждений проходят дни спорта, организуются народные гуляния, зимние игры и забавы, конкурсы снежных фигур. Спортивный азарт объединяет в одну команду родителей и детей, позволяет еще раз сделать шаг на встречу друг с другом. Наиболее удачные совместные проекты положены в основу идеи формирования социокультурных центров на базе школ № № 71, 93 и прогимназии «Кристаллик». Главное в этой работе, считают педагоги Кировского района, уйти от формализма и вселить уверенность в тех, кто является частью этого сложного процесса. Ведь проект модернизации – это не временная мера, а создание особой школьной атмосферы, которая запоминается на всю жизнь. Самым важным результатом реализации проекта модернизации образования на территории района стало изменение массового сознания – педагогической среды, родительского сообщества, формируется новое понимание качества образования.
Источник:
http://sarvzglyad.ru/?news_id=4601 |