на главную img что было img что есть img что будет img написать

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

рабочая группа


-> Публикации -> Дети любят сильные вкусы: как привить ребенку правильные пищевые привычки?

Дети любят сильные вкусы: как привить ребенку правильные пищевые привычки?

18.10.2011
Привычки питания закладываются у нас с детства, и когда мы сами становимся родителями, то начинаем кормить детей по давно известной схеме: на завтрак — каша, обед и ужин должны состоять как минимум из двух блюд и никаких сладостей. Но правильна ли эта схема питания?

Обычно, ситуация с питанием ребенка усугубляется, когда чадо идет в детский сад или в школу, ведь не все образовательные учреждения могут похвастаться разнообразным, а главное полезным меню. Зачастую по выпуску из школы мальчишки и девчонки получают не только аттестат, но и проблемы с пищеварением.

Как отучить свое чадо от чипсов, сухариков и быстрых перекусов? Чем кормят детей в школах и детских садах? В каком возрасте закладываются пищевые вкусы, привычки и пристрастия?

На эти и многие другие вопросы ответил доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела детского питания НИИ питания РАМН Игорь Яковлевич Конь.

«АиФ»: — До какого возраста формируются наши пищевые привычки?

И.К.: — Трудный вопрос, потому что они меняются на протяжении всей жизни, на самом деле, поэтому тут правильнее сказать, что пищевые привычки начинают формироваться еще до того, как ребенок родился. В зависимости от того, что ест мама во время беременности, формируются пристрастия ребенка. А дальше уже в процессе развития ребенок 3-х лет отличается от годовалого, ребенок в 5 лет отличается от 3-летнего. Все время происходит смена приоритетов, но формирование привычек – это все-таки очень ранний возраст или до рождения. На вкусовые пристрастия влияет и генетически наследственный фактор, и семейная обстановка (что едят в семье). Если в семье любят жирную пищу, ребенок тоже приучается к жирной пище. Влияние семьи очень важно, мы все время об этом говорим.

«АиФ»: — То есть, будучи в положении, уже можно сформировать привычки своего ребенка?

И.К.: — В какой-то степени. Здоровое питание во время беременности, в известной степени, путь к здоровому питанию. Это не значит, что он потом, попав в компанию подростков, не начнет есть фастфуд или пить сладкие газированные напитки, но шанс есть, что будет правильно питаться.

Семья или школа?

«АиФ»: — Понятно, что благодаря родителям формируются наши пищевые привычки. Насколько школа или детский сад, но мне бы хотелось сегодня на школе акцентировать внимание, влияет на наши пищевые привычки?

И.К.: — В самом общем виде, никто специально этот вопрос не исследовал, так чтобы это было с позиций доказательной медицины, как сейчас говорят, но конечно влияет, хотя в большей степени влияет семья, наследственность. В школе ребенок скорее откажется от чего-то , что он не любит. Большая проблема в детских садах и школах с овощами. Дети не приучены к тому, чтобы в домашних условиях есть овощи, традиций таких нет. Где вы видели, чтобы дома делали морковно-свекольные котлеты. Поэтому школа теоретически может приучать к хорошему, потому что дети прислушиваются в большей степени к тому, что говорят учителя, что говорят родители. В то же время пример сверстников не всегда положителен.

«АиФ»: — Вы говорите, что в школе ребенок может отказаться от чего-либо , а насколько в семье должна быть доминанта родителей? Меня, например, в детстве не заставляли есть, но иногда мама требовала, чтобы я ела суп. Надо ли придерживаться такой позиции?

И.К.: — Я против жесткой позиции, но в то же время – за настойчивую позицию. Можно предложить, например, при введении прикорма первого года жизни, пробовать новый прикорм, от которого ребенок отказывается, 5-10-15 раз, на 16 раз ребенок сдается и начинает есть. Проявить настойчивость, а не грозить ребенку ремнем, углом.

«АиФ»: — Именно предложить или небольшую дозу дать?

И.К.: — Мы сейчас говорим о более старших детях. Вы привели личный пример. В Вашем примере мама проявляла настойчивость, но не жесткость. Прикорм дают ребенку с ложечки, он лизнул, выплюнул, на следующий день опять дают, и опять, в итоге одни соглашаются, другие нет. Надо, чтобы у мамы терпения хватило, чтобы она согласилась 10 раз это делать, не каждая мама к этому готова.

«Дети любят крайние вкусы»

«АиФ»: — Игорь Яковлевич, а можно как-то обезопасить своего ребенка или привить ему с детства нелюбовь к сухарикам, чипсам?

И.К.: — Очень трудно. Дети любят крайние вкусы. Они любят соленое и сладкое, поскольку не сформированы еще вкусовые ощущения, поэтому дай им свободу, они будут есть пирожные, закусывать селедкой или наоборот. Это я утрирую, конечно. Но эта проблема во всем мире стоит, как отучить ребенка от фастфуда, сладких напитков. Они прислушиваются к тому, что говорят на уроках.

Девочки прислушиваются, если говорят: у тебя будет плохая фигура, если будешь есть много сладкого. Мальчикам говорят: если хочешь быть крепким и сильным, надо есть мясо. Но опять же нужна настойчивость, терпение и хитрость в известной степени, чтобы сагитировать ребенка отказаться от чипсов, отказаться от сухариков соленых в пользу молока и морковно-свекольных котлет (смех).

Питание школьников зависит от степени жульничества персонала

«АиФ»: — Скажите, пожалуйста, питание, которое сегодня предлагают в школах, насколько разнообразно и полезно?

И.К.: — На бумаге оно разнообразно – 100%, полезно на бумаге – 100%, в жизни – по-разному. Это зависит от повара, от директора, от вспомогательного персонала. Даже если привезут самый вкусный борщ холодным, никто его есть не будет, а это связано с транспортировкой.

То есть здесь очень много вопросов. Насчет разнообразия. Сейчас в школах 20-ти или 24-х дневное меню, т.е. фантастическое разнообразие, которое никто дома себе не обеспечивает. А вкусовое разнообразие организовано по-разному, ведь и готовят в школах по-разному. Некоторые школы готовят, что называется, от сырья. Получили мясо, рыбу, разделали сами, сварили борщ, щи, пожарили рыбу и дали ребенку. Таких школ по России большинство.

В крупных городах это иначе организовано. Это крупные базовые столовые, т.е. приготовили и повезли в школы в термосах, в изотермических контейнерах. Разные формы таких школьно-базовых столовых есть. Если это приготовление на месте, то зависит от повара, от степени жульничества персонала. Если это школьно-базовая столовая, то, соответственно, зависит от директора столовой, от состояния холодильного оборудования, технологического оборудования, от умения поваров, самое главное.

«АиФ»: — А что тормозит этот процесс? Я перед эфиром читала Ваши интервью в 2008, 2009 годах. Вы говорите там о нехватке финансирования. Сейчас у нас уже 2011 на исходе. Есть ли какое-то движение?

И.К.: — Движение есть, в стране постоянно какое-то движение происходит, но это архисложная вещь – воспитать правильный вкус у ребенка, чтобы ребенок получил достаточно пищевых веществ, чтобы это было вкусно и полезно. Это очень сложно. Экспериментальный проект, который начинал Д.А.Медведев, будучи еще вице-премьером, и который до сих пор идет, по улучшению школьного питания, подтолкнул большое количество регионов России к тому, чтобы всерьез заняться школьным питанием.

Некоторое, довольно приличное финансирование выделил центр, регионы добавили, и сделано много хорошего. Построены новые школьные пищеблоки, т.е. движение есть, но опять же очень многофакторный процесс. Директор школы, который обеспокоен тем, чтобы дети хорошо питались, добьется этого, так или иначе, при любой форме организации.

Источник: http://www.aif.ru/health/article/46596