06.06.2011
Источник: http://pnp.ru/newspaper/20110603/6693.html
Федеральная антимонопольная служба говорит об усовершенствовании процедуры проведения обезличенного электронного аукциона.
К обсуждению порядка проведения госзакупок подключился и Комитет Государственной Думы по образованию. «Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не в полной мере учитывает специфические особенности закупок в сфере образования. Существующие процедуры позволяют побеждать поставщикам, не обладающим реальными производственными, интеллектуальными, технологическими и кадровыми возможностями для надлежащего исполнения государственного контракта. Это особенно опасно при размещении заказов в сфере НИОКР и других интеллектуально и технологически ёмких видов деятельности», – заявил председатель Комитета Государственной Думы по образованию Григорий Балыхин на «круглом столе» по вопросам правоприменения данного закона.
Несовершенство проведения госзакупок затрагивает сферу образования больше, чем многие другие отрасли экономики и социальной сферы, поскольку речь идёт о подготовке кадров для развития страны. Конкуренция нередко приводит к появлению недобросовестных исполнителей. Зачастую образовательное учреждение с устойчивыми традициями и репутацией не имеет никаких преимуществ перед коммерческими организациями, которые вышли на конкурс в первый раз. Для преодоления диспропорции организаторам конкурсов приходится разрабатывать специальные условия, которые отсекают нежелательных участников. Но действует это далеко не всегда.
Победитель конкурса должен быстро разработать новую программу, совместить это с обучением специалистов в нескольких десятках регионов и успеть отчитаться перед заказчиком. Участники «круглого стола» отмечали, что способные к выполнению подобной работы институты из-за коротких сроков опасаются участвовать в конкурсах. В результате победителем становится организация с сомнительной репутацией, которая не может гарантировать качественного результата.
Ещё одна проблема связана с демпингом недобросовестных участников конкурсов и электронных торгов. Заявивший низкую цену победитель изначально не может выполнить условия конкурса, а система расторжения контракта, поиск нового исполнителя и подготовка повторного конкурса занимают много времени.
Для совершенствования механизмов досрочного расторжения договора предлагается внести изменения в законодательство, которое предусматривает одностороннее расторжение по инициативе заказчика. Григорий Балыхин считает, что «было бы актуально упростить механизм включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков и предусмотреть попадания в него по факту невыполнения условий госконтракта».
В ходе заседания предлагалось предоставить заказчику самостоятельность в определении способа размещения заказа с начальной стоимостью до трёх–пяти миллионов рублей. Поправки в закон должны решить и проблему школьного питания. Зачастую конкурс на оказание услуг в этой сфере выигрывают организации, не имеющие опыта работы в общепите. У них нет специалистов, обладающих знаниями приготовления блюд для детей и подростков.
Директор департамента развития федеральной контрактной системы Министерства экономического развития Ольга Анчишкина считает, что для создания здоровой системы проведения госзакупок в сфере образования и в других отраслях экономики необходима организация федеральной контрактной системы. «У нас 26 тысяч заказчиков на федеральном, 200 тысяч на региональном и муниципальном уровне, которые не имеют внятных единых и понятных критериев оценки результатов работы, – подчеркнула она. – Необходимо увязать этапы размещения, приёмки и оценки результатов в единое целое. Это позволит объективно оценить работу заказчика и исполнителя контракта».
Участники дискуссии рекомендовали освободить образовательные учреждения, участвующие в конкурсах на размещение госзаказа, от необходимости внесения залога за обеспечение контракта. Министерству образования и науки рекомендовано разработать типовые требования к продукции, закупаемой подведомственными учреждениями в рамках оказания образовательных услуг. А Минфину предложено рассмотреть возможность продления сроков закупки товаров и разрешить при закупке оборудования, имеющего длительные сроки изготовления или поставки, производить оплату свыше финансового года на срок закупочных процедур.
По словам председателя Комитета Государственной Думы по образованию Григория Балыхина, к 16 июня должна быть подготовлена новая редакция закона о госзакупках в сфере образования. |