на главную img что было img что есть img что будет img написать

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

рабочая группа


Публикации Толстые дети - угроза национальной безопасности

Толстые дети - угроза национальной безопасности

17.03.2008

Источник: «Газета» www.gzt.ru

Защитники прав потребителей объявили всемирную кампанию по борьбе с так называемой мусорной едой, к которой относятся любимые детьми, но вредные для их здоровья чипсы, шоколадные батончики, орешки, сухарики, чересчур сладкая газировка и тому подобное. Consumers International (CI), международная сеть неправительственных потребительских организаций, объединяющая 220 организаций в 115 странах мира, совместно с лондонской Международной комиссией по проблемам ожирения (International Obesity Task Force, IOTF) разработала «Рекомендации для международного кодекса по продвижению детям продуктов и безалкогольных напитков».

Документ будет представлен в мае на Всемирной ассамблее здравоохранения — высшем органе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В его 10 статьях содержатся рекомендации по конкретным действиям в отношения маркетинга высококалорийных продуктов с низким содержанием питательных веществ, богатых жирами, сахаром и солью, основную группу потребления которого составляют дети. Россия также представлена в CI, поэтому теоретически эти рекомендации касаются и наших производителей. Однако для их воплощения в жизнь нужна политическая воля. Пока же кампании по борьбе со «съедобным мусором» в России производят странное впечатление.

В статье 4 документа, составленного защитниками прав потребителей, говорится, что маркетинга вредных продуктов, а также брендов, ассоциирующихся с этими продуктами, направленного на детскую аудиторию, вообще не должно быть. При определении, направлена ли подобная реклама на детей, предлагается учитывать следующие факторы: представлены ли в ней дети, какие используются картинки, цвета, языковые средства. CI настаивает и на том, чтобы в подобной рекламе не использовались известные лица, звезды масскультуры, герои мультфильмов. Отдельная статья посвящена косвенной рекламе, направленной на родителей или взрослых. Целевой аудиторией рекламы мусорной пищи не могут быть взрослые, ответственные за детей. Имеется в виду та реклама, где подобная продукция представляется подходящей для детей. Как поясняет статья 7, реклама не должна утверждать, предполагать и подразумевать три вещи. Во-первых, что взрослый, покупающий такие продукты, лучше, чем тот, который ее не покупает. Во-вторых, что ребенок, за которого отвечает взрослый, станет более умным или талантливым, когда съест эти продукты. В-третьих, что сбалансированная и разнообразная диета в целом не может обеспечить адекватное количество полезных веществ.

Ответственность за воплощение этих рекомендаций в жизнь (если, конечно, кодекс будет принят ВОЗ) ложится на правительства стран — членов организации.

Филипп Джеймс, председатель IOTF, утверждает: «Жизненно важно, чтобы и правительства, и лидеры пищевой промышленности поддержали новые стандарты, которые мы предлагаем. Мы просим гигантов пищевой промышленности поддержать предложения своим авторитетом и таким образом продемонстрировать, что они действительно хотят быть частью решения, а не частью проблемы».
По данным ВОЗ, 177 млн. детей во всем мире угрожают заболевания, связанные с ожирением. Как предсказывают эксперты ВОЗ, к 2015 году 2,3 млрд. детей старше 15 лет будут испытывать проблемы, связанные с лишним весом.

«В России пока никаких ограничений на продвижение так называемой мусорной еды нет, — рассказал в интервью „Газете“ председатель международной Конфедерации обществ потребителей (КонфОП, полноправный член CI) Дмитрий Янин. — Более того, у нас, в отличие от большинства развитых и развивающихся стран, не защищены от рекламы заменителей грудного молока даже мамы младенцев, не достигших шестимесячного возраста. По всему миру всякие соки, пюре и другие добавки к грудному вскармливанию продвигаются как продукты для детей старше шести месяцев».

Кодекс, озвученный Consumers International и International Obesity Task Force, — скорее модель для стран, в которых индустрия пока сильнее общественного здравоохранения и обществ потребителей, поясняет Янин. В США, например, проблему маркетинговой агрессии производителей опасной для детского здоровья пищи уже решили в августе 2007 года: 12 крупнейших производителей страны приняли на себя жесткие самоограничения. Близки к решению проблемы и в Евросоюзе: здесь ограничения введут и без кодекса.