07.12.2007
Источник: Газета «Северная Осетия» www.gazeta.osetia.ru
Обеспечение горячего питания в школах — вопрос открытый.
Контрольно-ознакомительные поездки зампреда российского правительства Дмитрия Медведева и главного санитарного врача России Геннадия Онищенко по общеобразовательным учреждениям с целью выяснить, что «грызет» (помимо гранита науки) среднестатистический российский школьник во время совсем не короткого учебного дня, позволили сделать вполне определенный и далеко не утешительный вывод: проблема организации полноценного питания в школах существует. Причем существует в масштабах страны. Правда, «самостоятельную работу» над ней ведет каждый регион в отдельности — федеральным законодательством вопрос не регулируется.
Кстати, регионы справляются с непростой и достаточно дорогостоящей задачей с переменным успехом: некоторые субъекты изыскивают средства на организацию бесплатного горячего питания в школах. Другие, те, что в существенной зависимости от финансовой помощи федерального центра, из своих скромных бюджетов на эти цели денег выделить чаще всего не могут. К какой категории относится наша республика?
— Горячее питание в школах — вопрос, который у нас не сходит с повестки дня, — комментирует ситуацию первый заместитель министра образования и науки РСО-А Владислав Тотров. — И тем не менее, несмотря на всю свою очевидную остроту, он уже довольно продолжительное время остается нерешенным. У всех на памяти эксперимент с молочными завтраками, которыми планировалось обеспечивать учеников младших классов. Проект был действительно нужный, но… не удался из-за банального отсутствия финансирования. Сегодня проблема горячего питания в школах по-прежнему не решена. Причин множество. Так, не можем обеспечить учеников качественным и полезным питанием и потому, что в большинстве школ уже в течение 20 лет не обновлялось необходимое для нормальной работы пищеблока оборудование — холодильники, печи и т. д. В нынешнем году, правда, за счет комплексного проекта модернизации образования удалось приобрести более 100 мебельных комплектов для школьных столовых. Это более 400 посадочных мест. В будущем году работа в этом направлении продолжится.
Надо сказать, что проблема не только в отсутствии современного оборудования на школьных кухнях, но зачастую — в отсутствии пищеблоков вообще. Так, по данным того же Минобразования, из 213 школ республики только 117 имеют свои пищеблоки.
Вообще стоит уточнить, что сегодня вопросом организации горячего питания в школах занимается даже не республика — муниципалитеты в силу своих полномочий. Они и в силу своих возможностей решают, как, чем и почем кормить подрастающее поколение в течение учебного дня. Прибегают нередко и к помощи родителей. Поэтому и ситуация в разных школах и в разных районах далеко не однозначная.
— Если сравнивать уровень организации горячего питания в школах три года назад и сегодня, прогресс очевиден, — отмечает Владислав Тотров. — Регулярно проводятся тендеры, определяются поставщики качественных и недорогих продуктов. Но проблема в целом пока далека от своего решения.
А решать ее необходимо, поскольку повышать качество образования, не касаясь вопроса полноценного питания школьника, попросту невозможно. Только вот для самих себя следует определить и такой момент: стоит ли ждать федеральных решений или уже время самим подумать о собственных детях, их здоровье в период школьных лет?
|