09.11.2007
Источник: Министерство экономического развития Челябинской области http://www.econom-chelreg.ru/
Питание — один из факторов среды обитания, оказывающий непосредственное влияние на формирование здоровья детей и подростков. Недостаточное поступление питательных веществ в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
Сегодня в Челябинской области работают более 1.300 школ, с количеством учащихся более 370.000.
Большую часть времени школьники проводят в общеобразовательных учреждениях, в которых санитарными правилами предусмотрено горячее питание:
* завтрак для учащихся * для детей, посещающих группу продленного дня — завтрак и обед * при длительном пребывании в учреждении — полдник
При оценке рационов питания выявляется нарушение соотношения основных питательных веществ, часто натуральные продукты заменяются консервированными, не выполняются нормы питания по рыбе, творогу, овощам и фруктам. Продолжается вытеснение горячего питания буфетной продукцией. Ассортимент продуктов школьного буфета включает: чай, кофе, какао, соки, напитки, компоты, хлебобулочные и кондитерские изделия, сосиски в тесте, супы и пюре быстрого приготовления, йогурты, кефир.
Отмечаются случаи нарушения санитарно-противоэпидемического режима, технологии приготовления и сроков реализации готовых блюд. Неудовлетворительно решаются вопросы кадрового обеспечения пищеблоков школ и школьно-базовых столовых, а также своевременного ремонта и замены технологического и холодильного оборудования пищеблоков.
Проблемой для образовательных учреждений остается отсутствие щадящего питания для детей, страдающих хроническими заболеваниями пищеварительной системы, имеющих эндокринную патологию, в том числе сахарный диабет.
Низким остается охват школьников в общеобразовательных учреждениях витаминными препаратами, витаминизированными напитками. Витаминизация происходит, в основном, только за счет напитков ( «Золотой шар», С-витаминизация третьих блюд) и поливитаминных препаратов ( «Ревит» и др.).
В то же время, необходимо отметить серьезную работу органов образования, здравоохранения и специалистов госсанэпидслужбы, позволивших в последние годы добиться увеличения охвата горячим питанием школьников за счет расширения форм организации питания, внедрения мониторинга питания населения, йоддефицитных состояний и других нарушений здоровья.
Таким образом, основными проблемами в организации питания школьников в настоящее время являются недостаточное финансирование, слабая материально-техническая база, нарушение требований санитарного законодательства руководителями учреждений и сотрудниками пищеблоков.
По мнению специалистов отрасли общественного питания и руководителей предприятий, организующих питание учащихся в общеобразовательных учреждениях Челябинской области — улучшение организации школьного питания, должно осуществляться по следующим направлениям:
* совершенствование форм и методов контроля за целевым использованием выделенных на питание учащихся средств (как из Федеральных источников, так и из бюджетов органов местного самоуправления) * уменьшение затрат на организацию питания и, соответственно, удешевление стоимости питания * замена физически и морально устаревшего торгового, технологического, теплового и холодильного оборудования в пищеблоках школьных столовых (многие пищеблоки в настоящее время до сих пор укомплектованы оборудованием 50-60 годов прошлого века) * организация питания учащихся в специализированных школах с учетом их особенностей: спортивные школы, математические, музыкальные и так далее * формирование культуры питания с детского возраста * пропаганда здорового питания среди учащихся школ, родителей и в целом населения города * использование компьютерных программ для организации школьного питания
Существующая в настоящее время система организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Челябинской области не решит проблем, особенно проблем связанных с финансированием и обновление материально-технической базы пищеблоков школ.
Необходимо на конкурсной основе определять поставщиков продуктов питания и услуг в детские образовательные учреждения. При активном участии районных и городских центров госсанэпиднадзора необходимо проводить смотры-конкурсы:
* на лучшую школьную столовую * профессионального мастерства школьных поваров
В целях решения проблем в организации школьного питания специалистами Минэкономразвития Челябинской области во втором полугодии 2004 года и в начале 2005 года разработаны:
* положение о проведении областного конкурса «На лучшую организацию питания в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» в 2004-2005 учебном году (постановление Губернатора Челябинской области от 07.09.2004 года № 494) * рекомендации о порядке проведения конкурсов на право организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (письмо Минэкономразвития Челябинской области от 18.10.2004 года № 03-2010) * рекомендации о порядке проведения конкурсов на право поставки продовольственных товаров для организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (письмо Минэкономразвития Челябинской области от 18.01.2005 года № 03-94)
Проведение конкурсов на право поставки продовольственных товаров и организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Челябинской области необходимо в целях:
* дальнейшего развития и совершенствования организации питания учащихся * внедрения прогрессивных форм организации питания и производства продукции собственного производства * повышения качества пищи и культуры обслуживания * замены устаревшего оборудования и инвентаря в пищеблоках школ * сохранения здоровья детей и подростков
Разобщенность предприятий общественного питания, обслуживающих социальную сферу оказывает негативное влияние на организацию питания школьников в целом. Необходимо создавать новые методики по менеджменту в сфере услуг, особенно социального общепита, проводить семинары, конференции, «круглые столы».
Решение проблем организации школьного питания возможно только при совместной скоординированной работе органов местного самоуправления, управлений по делам образований и предпринимательской средой, осуществляющей услуги общественного питания в пищеблоках школ.
|