на главную img что было img что есть img что будет img написать

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

рабочая группа


Публикации Школьная еда несовместима со здоровьем

Школьная еда несовместима со здоровьем

05.11.2007

Источник: Газета.ру http://www.gazeta.ru/

Минобрнауки планирует реформу школьного питания. Вместо чипсов и шоколада школьников намерены кормить горячими блюдами с научно сбалансированным соотношением жиров, белков и углеводов. Правда, дети уже сейчас отказываются от большинства «научных» блюд там, где их пытаются кормить «по науке».

Даже по официальным данным состояние здоровья российских школьников далеко от нормы. Без хронических заболеваний школу заканчивают не более трети учащихся, и в том числе — из-за неудовлетворительного состояния школьного питания. Как решать эту проблему, обсуждали во вторник представители Минобрнауки, Роспотребнадзора и родительской общественности.

Чиновники признают: школьные годы существенно подрывают здоровье детей. Про данным Минобрнауки, две трети каждого выпуска — хроники-желудочники, опорники, хронические больные по зрению и другим заболеваниям.

До 80% выпускников школы имеют ограничения по состоянию здоровья при выборе будущих специальностей. Многие не годятся для службы в армии: ежегодно только по причине дефицита веса Минобороны отбраковывает от призыва более 90 тыс. молодых людей. В то же время еще 10% школьников страдают ожирением, сообщили в Роспотребнадзоре. Переломить ситуацию мог бы всеобщий переход на здоровое, сбалансированное горячее школьное питание. Но сделать это в рамках нынешней системы нельзя, считают в Минобрнауки. И прежде всего — из-за отсутствия школьных столовых: как оказалось, к началу 2007-2008 учебного года его не имеют до половины школ 57 регионов России. А в среднем по России не обеспечены горячим питанием до 30-40% учащихся, рассказала глава департамента молодежной политики Минобрнауки Алина Левитская. Впрочем, даже там, где школьные столовые формально есть, проблемы горячего школьного питания сохраняются. Их технологическое оборудование не обновлялось десятилетиями и сейчас, по данным Минобрнауки, достигло 80-90% износа. В срочной замене нуждаются не менее 5,5 тыс. школьных пищеблоков.

Никуда не годится и состав продуктов, из которых готовят школьную еду. По словам Левитской, «школьные меню составляются исходя из стоимости, а не пищевой ценности продуктов», а потому там преобладают не белки с витаминами, а жиры с углеводами.

При этом «пищевая ценность продуктов не соответствует возрастным физиологическим особенностям подростков школьного возраста», подчеркнула она. Ситуацию усугубляют автоматы с «шоколадными конфетами, чипсами и прочей гадостью», установленные в школах: их содержимое школьники однозначно предпочитают несъедобным горячим блюдам из школьной столовки, отметила Левитская.

Решить все накопившиеся проблемы сразу не удастся, признают в Минобрнауки. Реформировать систему школьного питания чиновники планируют постепенно — в рамках нацпроекта «Образование». В ноябре 2007 года в Минобрнауки намерены объявить конкурс по реформе системы школьного питания. Его победителями станут не менее 5 регионов, которые вместе с 21 регионом-победителем предыдущего конкурса — на комплексную модернизацию системы образования — запустят в 2008-2009 годах пилотные проекты реформы школьного питания. Под них из госбюджета уже выделено 500 млн рублей — по 100 млн на каждого победителя. Еще столько же в реформу системы питания школьников должны будут, по условиям конкурса, вложить сами регионы.

Новая система школьного питания будет «индустриализованной» и «централизованной», рассказала «Газете.Ru» замначальника Роспотребнадзора Галина Яновская. Это означает, что школьные столовые оснастят техническими новинками — от котлов с устройствами для автоматического перемешивания содержимого до новейших охладительных установок и печей СВЧ. Однако кухонных технопарков такого уровня будет сравнительно немного: полный цикл производства школьного питания на месте — от сырых продуктов до готовых блюд (сейчас так работают 54% российских школьных столовых) — чиновники планируют изживать. Основную массу школьных обедов и завтраков будут готовить централизованно — в столовой одной из школ района или в школьном комбинате питания, а затем развозить по окрестным школам. Другая возможная модель централизации производства школьных продуктов питания — снабжать школу полуфабрикатами или полностью готовой, но охлажденной продукцией, отметила она.

Набор и состав горячих школьных