на главную img что было img что есть img что будет img написать

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

рабочая группа


Публикации Евгений Гонтмахер: По следам нацпроектов

Евгений Гонтмахер: По следам нацпроектов

20.02.2007

Источник: Российская Газета
Автор:Евгений Гонтмахер,
руководитель Центра Института экономики РАН

Четыре национальных проекта вызвали к жизни многочисленные предложения о приоритетах, которые непременно должны дополнить социальные инициативы власти. Речь идет и о необходимости разработать нац. проекты «Культура» (действительно, ее почему-то забыли), «Достойный труд», «Дороги России» и многие другие. Но перед тем, как подступаться к этим весьма важным темам, нужно успешно реализовать уже начатое. Особенно важно правильно вычленить звенья, потянув за которые можно «вытащить всю цепь».

Возьмем, например, национальный проект «Здоровье». В качестве такого звена была выбрана поддержка поликлинического участка оказания медицинской помощи. С этим трудно спорить. Действительно, куда идут люди, почувствовавшие недомогание? К своему участковому терапевту (педиатру, врачу общей практики). А там — многочасовые очереди, острая нехватка медперсонала, допотопное оборудование.

Но давайте хронологически заглянем чуть раньше. Каждый гражданин России не менее 9 лет проводит в школьных стенах. Сейчас мы не будем обсуждать качество полученного там образования — это предмет отдельного разговора. Меня волнует другое. Итоги Всероссийской диспансеризации детей показали, что за последние годы значительно ухудшилось состояние их здоровья. Заболеваемость школьников выросла более чем на 20 процентов, число детей, имеющих хронические заболевания, увеличилось на 50 процентов. К окончанию школы у большинства учеников есть по 2-3 заболевания, среди которых преобладают болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения, эндокринной системы, недуги, связанные с нарушением обмена веществ. А 50 процентов детей, которых по врачебным показателям относят к категории здоровых, имеют сниженные адаптивные возможности (иммунитет). Не отсюда ли вытекает неудовлетворительное состояние здоровья работающих людей и даже позорящая нашу страну экстремально низкая продолжительность жизни? И, как еще одно прямое следствие, — перегрузка «первичного звена» здравоохранения?

Так может быть, сконцентрировав усилия на школьниках, мы добьемся наиболее значимого эффекта по всей цепочке общественного здоровья? Но и здесь надо смотреть глубже. Все перечисленные проблемы детского здоровья связаны прежде всего со школьным питанием. У детей раннего возраста потребление основных продуктов в основном соответствует нормам. Однако с переходом в школу резко нарушается сбалансированность питания. Потребление овощей, фруктов, мяса, рыбы, молока и молочных продуктов уменьшается на 10-15 процентов. По данным министерства образования и науки, охват школьников горячим питанием на начальной стадии обучения составляет 82 процента. На средней — 64 процента, а на старшей — уже 51,2 процента. И последняя цифра: 135 тысяч юношей ежегодно освобождают от военной службы в связи с недостаточным и неправильным питанием. Очень похоже на то, что именно школьное питание точнее, его крайне неудовлетворительное состояние) и является настоящим «первичным звеном» в цепочке проблем российского общественного здоровья. Однако ознакомление с содержанием национального проекта «Здоровье» показывает, что там этой проблемы нет вообще.

Но два факта все-таки обнадеживают. Во время недавнего визита первого вице-премьера Дмитрия Медведева в Ярославскую область было заявлено, что этот регион будет участвовать в реализации пилотного федерального проекта по реорганизации системы школьного питания на основе новых индустриальных технологий. Планируется, что создание в Ярославле современного предприятия питания на первом этапе обеспечит своей здоровой и калорийной продукцией все школы области, а позднее и другие социальные учреждения региона. И второе. Отчитываясь позже о реализации национальных проектов в Государственной Думе, Дмитрий Медведев сообщил, что проблему школьного питания собираются решать в нескольких пилотных регионах. Это Ярославская область, Санкт — Петербург и еще один субъект РФ, который пока не определен. «По сравнению с тем, как было 20 лет назад, мало что изменилось. В некоторых случаях еще и ухудшилось. Мы хотим создать совершенно новую систему школьного питания с обязательным горячим питанием, набором необходимых микроэлементов. Важно, чтобы это было и вкусно. Дети не будут есть только то, что полезно», — пояснил Медведев.