27.10.2006
Источник: «Известия» Автор: Анна Гараненко
То, что перегруженные духовной пищей школьники недоедают, — ни для кого не секрет. Участники «круглого стола», прошедшего в четверг в Доме журналиста, попытались выяснить, кто в этом виноват — взрослые, которые плохо организуют питание в школах, или дети, предпочитающие вредные сосиски полезному борщу.
У мэтров гигиенистики и эпидемиологии оказалось два общих тезиса, которые никто не оспаривал. Первый — Москва с точки зрения школьного и детсадовского питания город относительно благополучный. Правда, не в последнюю очередь из-за высокого достатка родителей — именно за их счет организуется школьная кормежка в старших классах (расходы на питание малышей берет на себя столичный бюджет). Второй — столичные дети стали хуже есть не потому, что их плохо кормят в школе, а потому, что дома их забывают научить есть правильно. Неудивительно — занятые родители нередко предпочитают заказать пиццу или заехать в «Макдоналдс» вместо того, чтобы готовить домашние супы.
По ходу «круглого стола» обнаружилось несколько «питательных» новостей. Например, с этого года в московских школах введено новое меню, в нем появились продукты, обогащенные витаминами, минералами и микроэлементами. Прошлой весной пищевые новшества опробовали детсадовцы ( «Известия» писали об этом 02.03.2006), теперь очередь дошла до школьников. Продолжается эксперимент по введению школьных кредиток для расчетов за питание — в нынешнем году в нем участвуют 20 школ Северо-Восточного округа и 10 — Центрального. В будущем их будет уже 60. Все школы-новостройки, а также здания школ, открытых после капитального ремонта, оснащены пароконвектоматами — современными духовыми шкафами, в которых можно приготовить все — от гарнира до десерта с минимальными потерями питательных веществ. Кроме того, выяснилось, что московские школы — зоны, свободные от генно-модифицированных продуктов. За этим тщательно следят специалисты департамента потребительского рынка.
Впрочем, по мнению Андрея Мосова из управления Роспотребнадзора по Москве, даже идеальная организация обедов и завтраков в школах не в состоянии решить проблему.
— У большинства учеников сформировалось неправильное пищевое поведение, которое очень трудно исправить,- считает он. — Дети отказываются от полноценных блюд, предпочитая фастфуд. Если ребятам предоставить выбор, многие из них в лучшем случае остановятся на макаронах с сосиской, в худшем — возьмут чипсы и тонизирующий напиток. Поэтому в школах имеет смысл практиковать «принудительную» модель здорового питания, а сами школьные обеды должны нести воспитательную функцию. «Самая большая проблема — невежество родителей»
Жанетта Горелова, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного Центра здоровья детей РАМН:
— Сравнение результатов исследований, проведенных за последние 20 лет, показывает: здоровье детей в общей массе ухудшилось. У них заметно снизилась масса тела, уменьшился обхват груди — они стали более худыми. При этом как среди взрослых, так и среди детей наблюдается увеличение случаев ожирения — то есть имеет место не только количественное, но и качественное голодание. Число полностью здоровых мальчиков за два десятилетия снизилось с 81 до 59%, девочек — с 79 до 53,3%. 7% детей до 14 лет страдают заболеваниями органов пищеварения, среди подростков 15-17 лет этот показатель — 9%. Необходимо повышать пищевую ценность обедов, которые дети получают в школе, проводить индустриализацию детского питания — когда один комбинат-столовая поставляет горячее питание в 10-15 школ. Впрочем, это актуально в основном для Москвы и крупных городов, где детское питание финансируется в приличных объемах. В регионах расходы на школьные обеды варьируются от 0 до 12-15 рублей на одного ученика — деньги, на которые полноценно накормить ребенка невозможно.
Валентина Варфоломеева, департамент потребительского рынка и услуг Москвы:
Большой проблемой остается организация питания старших школьников — с 5-го по 11-й класс. Сейчас 68% старшеклассников получают горячие обеды, остальные — буфетную продукцию. Но подростков не приведешь за руку в столовую и не заставишь съесть то, что нужно. Поэтому приходится изобретать различные формы подачи — например, во многих школах появляются выносные линии раздачи, где дети сами могут выбрать гарнир или салат. Если в школе нет столовой, то обязательно есть оборудование для изготовления горячих бутербродов или сосисок, а также обязательный ассортимент салатов. Московские школы обслуживают 14 государственных школьно-базовых комбинатов и несколько десятков частных фирм, отобранных по тендеру. Впрочем, на мой взгляд, самая большая проблема — невежество родителей, недооценка ими важности правильного питания детей. Чтобы ее решить, стоило бы сделать обучение правильному питанию частью национального проекта «Здоровье».
|