01.03.2006
Источник: Журнал «Отраслевое питание», март 2006 Автор: Борис Аркадьевич Шендеров — доктор медицинских наук, действительный член-корреспондент Нью-Йоркской академии наук, профессор Московского государственного университета пищевых производств, руководитель программы «Здоровье через питание» Ассоциации специалистов восстановительной медицины.
Сбалансированное питание детей и подростков, как и хорошее здоровье, должно быть предметом особого внимания государства, одним из основных принципов государственной политики в области сохранения физического и психического здоровья нации.
Вопросы организации школьного питания на государственном уровне впервые были подняты в середине XIX века в Великобритании. Уже тогда было замечено, что успехи детей, обучающихся в школах, напрямую зависят от степени их обеспеченности питанием. Однако реальная обеспокоенность правительственных чиновников Туманного Альбиона о питании школьников и подростков возникла лишь после Англо-бурской войны 1899 года, когда выяснилось, что каждый третий молодой человек, призываемый или добровольно ушедший в армию, оказался больным или физически не способным участвовать в боевых действиях. В 1906 году британцами было принято первое в мире государственное постановление, рекомендующее муниципальным властям обеспечивать школьников бесплатным питанием. В 1939 году многие школьники, причем в основном из бедных семей, стали получать бесплатные завтраки за счет выделенных на эти цели государственных средств. С 1940 года правительство объединенного Королевства стало рассматривать школьное питание как одну из обязательных составляющих мобилизационных мероприятий в подготовке страны на случай возникновения военных конфликтов. Как результат — к моменту завершения второй мировой войны ежедневно более 1,6 млн школьников получали бесплатные завтраки (в 10 раз больше по сравнению с 1939 годом). Из этого числа 15% завтраков были полностью бесплатными, все расходы оплачивало государство. К 1951 году уже 49% школьников получали бесплатные завтраки, а 84% школьников получали бесплатный стакан молока. Тогда типичная диета английского подростка включала в себя зерновые мюсли, яйцо, хлеб и масло на завтрак, мясо, картофель, овощи и пудинг — на ланч, хлеб с маслом, джем, пирожок или печень — на полдник; молоко — на ночь. Среди овощей и фруктов наиболее популярными были клубника, ревень, свежий горошек, латук, томаты. В начале 70-х годов в Великобритании сложилась полноценная система школьного питания, которая была недорогой и охватывала большинство школьников. А для детей с низким уровнем семейного дохода она была полностью бесплатной.
Однако в 1979 году после прихода к власти правительства консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер отношение к школьному питанию резко изменилось. Участие государства в организации школьного питания посчитали бюрократическим и затратным мероприятием. «Только частные компании способны выполнять эту функцию более эффективно и с меньшими расходами», — писали газеты того времени. В результате в течение последующих десяти лет тысячи британских школьников потеряли свою привилегию получать бесплатное питание. Анализ рациона питания подростков, проведенный в 1997 году, показал, что потребление сахара увеличилось, по сравнению с 1980 годом на 30%. Две трети детей стали регулярно и в значительных количествах употреблять белый хлеб, чипсы, сладости, сладкие газированные напитки и меньше есть свежие овощи и фрукты (50% от рекомендованного количества). К январю 2000 года лишь 44% английских детей получали школьное питание (почти на 25% меньше, чем 1979 году). Из 3,76 миллиона детей из семей с низким доходом лишь каждый третий в это время получал бесплатный второй завтрак. При этом пища школьников оказалась дефицитной по множеству микро- и макронутриентов.. У детей резко возросло число заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, новообразований, увеличился риск развития остеопороза. Англичане стали самой «полной» нацией в Европе, повышенный вес имели 17% мужчин и 20% женщин, количество детей с ожирением увеличилось вдвое. В последние 3-4 года в Британии резко активизировали работу по восстановлению утраченных позиций. Началось возрождение традиций обеспечения английских школьников горячей и здоровой пищей.
В США на протяжении нескольких десятилетий существенную роль в организации школьного питания занимала активная позиция по этому вопросу многочисленных женских организаций. В настоящее время почти половина школьников (27 млн) в рамках Федеральной программы «Школьный ланч» ежедневно получает бесплатный обед. Каждый десятый школьник (около 8 млн) получает бесплатный завтрак по Федеральной программе «Школьный завтрак», а молоко является обязательным компонентом питания школьников. Эти две программы реализуются в 99 800 государственных и частных (некоммерческих) школах Америки. Каждые пять лет система школьного питания подвергается аудиту на предмет его структуры и соотношения в пищевом рационе белков, углеводов, жиров, калорийности. Согласно последним рекомендациям еда детей в американских школах должна обеспечивать 1/3 потребностей в белке, витаминах А, С, железе, кальции и калорийности (не более чем 30% калорий за счет жира). К тому же в Соединенных Штатах существует Федеральная программа «Питание детей в летних лагерях». В Федеральной программе для малообеспеченных семей имеется специальный раздел по питанию детей-школьников. Суммарно на бесплатное питание по всем указанным четырем программам в США выделяется порядка 12 миллиардов долларов в год. В 2003 году две трети расходов ушло на обеспечение детей мясом и молоком, чуть больше одной четверти — на закупку фруктов и овощей, преимущественно консервированных или замороженных. Увы, подобный перечень продуктов постоянно подвергается критике, поскольку согласно современным рекомендациям питание детей в школьном возрасте должно в основном включать цельные зерновые, натуральные фрукты, овощи, умеренное количество мяса, рыбу, молочные продукты и бобовые.
В Российской Федерации в 2005 году школы посещали 15 млн 600 тысяч детей и подростков. Это почти на 6 млн меньше, чем в 1999 году. Согласно прогнозам главы Рособразования Григория Балыхина к 2010 году в силу демографического спада и иных обстоятельств количество школьников сократится еще на 13-25 процентов. По данным НИИ гигиены детей и подростков Минздрава России, состояние здоровья школьников России в последние годы следует рассматривать как катастрофическое, поскольку более 92% из них имеют те или иные отклонения и проблемы со здоровьем (таблица 1).
Таблица 1. Динамика состояния здоровья учащихся (данные комплексной оценки старших классов в процентном отношении)
Группы здоровья |
Годы
|
Начало 60-х
|
Начало 70-х
|
Начало 80-х
|
Начало 90-х
|
Конец 90-х
|
I
|
36
|
21,8
|
22,6
|
10,6
|
8,6
|
II
|
23,3
|
23,7
|
25,4
|
36,1
|
36
|
III-IV
|
40,2
|
44,5
|
52,0
|
53,3
|
55,4
|
Примечание: I- здоровые дети; II, III-IV-различные степени отклонения в здоровье детей
Около 80% подростков ограничены в выборе профессии, 20% имеют проблемы в репродуктивной сфере, 40% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями. Более 60%имеют нарушение осанки, 20% склонны к гипертонической болезни, у 20% старшеклассников имеет место повышенное кровяное давление,84% девушек подростков и 72% юношей в течение года переносят острые респираторные инфекции. У 15% отмечается обострение имеющихся хронических заболеваний, у 30% наблюдаются заболевания зубов, 30% юношей и 10% девушек этого возраста в течение года получают травмы и переломы. Головные боли зафиксированы у 63,4% мальчиков старших классов и у 80,6% девочек. Депрессия случается у 7,5% мальчиков и 17.7% девочек. За время обучения в школе более чем в пять раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза — психоневрологических отклонений, в 3 и более раз — органов пищеварения. Указанные нарушения в здоровье детей и подростков обусловлены сложной демографической ситуацией, неблагополучной экологической обстановкой, социально-экономическим спадом в стране, социальной неустроенностью в семьях, увеличением численности детей, подверженных вредным привычкам, реформированием системы образования без учета возрастных особенностей и функциональных возможностей растущего организма, несбалансированным питанием. Среди указанных причин структура питания на 70% определяет уровень здоровья и физического развития детей и подростков. Согласно опросу 4% юношей и 10% девушек (школьников) оценивают свое питание как плохое, 12% недоедают и голодают. Лишь 40% школьников питаются хорошо. 54,7% детей школьного возраста считают материальное положение своей семьи как среднедостаточное. Между тем хорошо известно, что пища обеспечивает организм не только энергией, пластическими компонентами для строительства быстро растущих органов и тканей детей и подростков, но и служит источником регуляторных веществ. Она необходима для поддержания симбионтной микрофлоры, обеспечения микроэлементами, водой, антиоксидантами всех классов, витаминами, жирными ненасыщенными кислотами и многими другими сотнями и тысячами жизненно важных нутриентов.
Негативные оценки питания школьников подтверждаются данными научных исследований, проведенных многими специалистами нашей страны. Оказалось, что базовое питание детей и подростков школьного возраста часто характеризуется полимикронутриентной недостаточностью, ухудшением структуры и баланса химического состава суточных наборов пищевых продуктов.
Основные диетические нарушения у российских детей школьного возраста:
- Несоблюдение режима питания
- Несоблюдение питьевого режима
- Несоблюдение оптимальных соотношений между основными ингредиентами пищи
- Избыток рафинированных продуктов, простых углеводов, животных жиров
Дефицит растительных масел, ненасыщенных жирных кислот и фосфолипидов, гетерополисахаридов и клетчатки, витаминов группы В, витаминов С, А, Е, серосодержащих аминокислот, молочнокислых бактерий, пребиотиков и пробиотиков; пищевых антиоксидантов;
Нарушения в количестве и соотношении поступающих с пищей минеральных элементов (железа, кальция, фосфора, йода, хрома, селена, меди, цинка и других).
Лишь 30-50% учащихся школ имеют горячее питание. В большинстве общеобразовательных учреждений имеет место дефицит кисломолочных продуктов, натуральных соков, рыбы, мясных продуктов, сливочного масла, овощей, фруктов, яиц. В 24% школьных завтраков отмечено недостаточное количество либо полное отсутствие витамина С. При обследовании детей школьного возраста дефицит витамина С выявлен у 60-67%, В1 -у 40-44%, В2 — у 50-57%, фолиевой кислоты -у 69%, витаминов А и Е — у 28-29% и у 40-60% школьников соответственно. Почти половина московских детей в возрасте 10 и 15 лет не получают молоко, около 75%-творога и сыра. Дефицит белка испытывают 11% и 20% детей, дефицит витаминов В1 и В2 — 8% и 27% соответственно. Поливитаминный дефицит в питании школьников, как правило, сочетается с недостаточным поступлением в организм детей кальция, железа, селена и йода, пищевых волокон, жирных ненасыщенных кислот.
Несбалансированное питание в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, успеваемости школьников, способствует нарушению у них структуры и функций клеточных и субклеточных мембран, неконтролируемому усилению свободнорадикальных процессов, снижению общей устойчивости к воздействию стрессовых факторов, развитию обменных нарушений, хронических заболеваний и в конечном счете препятствует формированию здорового поколения. Вопрос дефицита микронутриентов можно решить только путем регулярного включения в пищевой рацион детей специализированных продуктов, обогащенных биологически активными функциональными ингредиентами до уровня, соответствующего физиологическим потребностям человека.
Несмотря на очевидную значимость проблемы оптимального (функционального) питания для поддержания здоровья школьников и снижения риска возникновения у них острых и хронических заболеваний, данному вопросу в Российской Федерации уделяется неадекватное внимание. В России до последнего времени ведущим федеральным документом, определяющим основные принципы организации рационального питания учащихся, являлся Приказ Министерства торговли СССР от 26 декабря 1986 г № 315 «О методических указаниях по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах». Лишь недавно на федеральном уровне были изданы СанПиН 2.3.2 1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» и СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания», которые, к сожалению, также не дают ответа на многие организационные вопросы школьного питания в новых социально-экономических условиях.
Основные рекомендации по организации питания детей в общеобразовательных школах, реализация которых будет способствовать созданию условий, способствующих сохранению здоровья российских школьников:
- проведение регулярной аналитической оценки школьных рационов питания на энергетическую ценность и сбалансированность по пищевым ингредиентам
- максимальное приближение химического состава пищевого рациона к физиологическому эталону для каждой возрастной группы, обеспечение 2-разового питания для детей, посещающих группу продленного дня, и детей из социально неблагополучных семей
- индивидуальный подход к разработке суточных рационов питания с учетом пола ребенка, его физической активности, функционального состояния организма; вкусовых предпочтений, региональных эколого-гигиенических факторов, особенно геохимических эндемий
- оптимизация весового соотношения пищевых продуктов в школьном рационе с учетом многокомпонентности их химического состава и взаимозаменяемости. Школьная еда должна обеспечивать 1/3 потребностей в белке, витаминах А, С, В, цинке, железе, кальции, селене, йоде, других эссенциальных компонентах и калорийности
- организация правильного питьевого режима (свободный доступ к питьевой воде, обеспечение одноразовыми или многоразовыми стаканами, свободная продажа негазированной питьевой воды высшей категории, оборудование пищеблоков установками для дополнительной водоподготовки)
- корректировка (при необходимости) химического состава рациона продуктами функционального питания и биологически активными добавками;
- использование оборудования и технологий для производства продуктов школьного питания, максимально гарантирующих сохранность их пищевой и биологической ценности и обеспечивающих их санитарно-эпидемиологическую безопасность
- тесное взаимодействие школьных служб питания и образования
- подготовка и повышение квалификации персонала, участвующего в организации школьного питания на всех его этапах (приобретение и хранение пищевого сырья, изготовление, доставка и распределение готовых продуктов)
- широкая информированность родителей и детей о принципах и культуре здорового питания; формирование у них мировоззрения, что правильная организация питания — основа здорового образа жизни
- равномерное распределение расходов на финансирование школьного питания из федерального и муниципального бюджетов и средств родителей объемом не менее 30 рублей в сутки
- законодательное закрепление необходимых льгот для всех лиц и предприятий, участвующих в организации питания в дошкольных и школьных учреждениях
Важными условиями для создания и функционирования полноценной программы школьного питания должны быть: во-первых, законодательно утвержденные документы, предусматривающие обеспечение школьных учреждений продуктами питания по их себестоимости; во-вторых, предоставление налоговых льгот для предприятий, организующих питание в дошкольных и школьных учреждениях; в-третьих, обеспечение льготного горячего питания учащихся за счет региональных бюджетов; в-четвертых, индивидуальная коррекция рационов на основе обследования фактического питания детей и лабораторных показателей их обмена веществ и обеспеченности основными пищевыми веществами; в-пятых, организация адресной помощи (по медицинским показателям) при получении основных продуктов питания не только детей первых двух лет жизни, но и кормящих женщин, детей дошкольного и школьного возраста; в-шестых, формирование правильных стереотипов, обучение основам оптимального питания начиная с дошкольного возраста.
Для практической реализации этой программы необходимы следующие шаги:
-
финансовая поддержка федерального центра
-
отработка основных принципов и алгоритм комплексного решения проблем школьного питания на отдельных территориальных, муниципальных образованиях с различными эколого-климатическими и социально-экономическими условиями, например, в Республике Коми, Ярославской области, Удмуртии, Свердловской области, Ставропольском крае
-
обобщив и проанализировав научные, управленческие, технологические и политические условия, наработанные на первом этапе решения, осуществить перенос накопленного опыта на всю территорию Российской Федерации
|