на главную img что было img что есть img что будет img написать

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

рабочая группа


Публикации Модернизация — шаг в будущее: Как сохранить здоровье ребенка в школе

Модернизация — шаг в будущее: Как сохранить здоровье ребенка в школе

01.09.2009

Источник: «Учительская газета», № 35 (10272)
Автор: Ольга Максимович

Алина ЛЕВИТСКАЯ, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России:

В школе формируются основы культуры здорового и безопасного образа жизни

«Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся несет образовательное учреждение» — так говорится в 32-й статье Закона Российской Федерации «Об образовании». Закон требует безусловного выполнения, но для эффективной работы по сохранению и укреплению детского здоровья школе нужна — это очевидно — многоуровневая поддержка. Еще более сложна задача формирования у детей основ культуры здорового и безопасного образа жизни, соответствующих поведенческих стереотипов. Решение этой задачи не может осуществляться мгновенно, оно предполагает последовательную и системную работу по разным направлениям. Такая работа уже началась. Свои усилия объединяют органы исполнительной и законодательной власти, научные и общественные организации, педагогические коллективы и родители. В этом уверена директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России Алина ЛЕВИТСКАЯ.
— Значительную часть времени ребенок проводит в школе, и потому очень важно, чтобы все виды деятельности ребенка, обеспечивающие его интеллектуальное, физическое, духовно-нравственное развитие, выстраивались без потерь для его здоровья. Здоровьесберегающими технологиями в современной школе должен владеть каждый педагог. Энтузиазмом героев-одиночек многомерную глубокую работу по формированию основ культуры здорового и безопасного образа жизни в каждой школе не выстроить.
 — Алина Афакоевна, что, на ваш взгляд, в массовой школе мешает этой работе?
 — Факторов немало. Один из них — катастрофический объем нагрузок на детей, особенно на средней и старшей ступенях. Вдумайтесь только: старшеклассники проводят до 11 часов без движения, ученики начальной школы — более чем 5 астрономических часов в день! Такая низкая двигательная активность сопрягается еще и со стрессом! Мы ведь уже на ступени начальной школы формируем в детях установку на успешность, а это предполагает ответственное отношение ко всему, что связано с их деятельностью в школе. В итоге — психологический стресс как одна из главных причин проблем со здоровьем школьников. Учитывая отрицательное воздействие названных факторов на здоровье школьников, мы с коллегами из Института возрастной физиологии РАО и школьными педагогами работаем над тем, чтобы через новый стандарт (требования к основным образовательным программам, условиям их реализации и результатам их освоения) минимизировать влияние этих факторов.
Работая над новым поколением стандартов, мы исходим из того, что наша стратегическая задача — формирование основ культуры здорового и безопасного образа жизни и у детей, и у педагогов, и у родителей. Ребенок должен выходить из школы с укоренившимися привычками здорового образа жизни. В школе необходимо обеспечить условия для формирования основ культуры умственного и физического труда, культуры тела, культуры питания и культуры отдыха выпускника. Следует отметить, что в рамках экспериментального проекта «Школьное питание», который реализуется с 2008 года уже в 21 субъекте Российской Федерации, делается немало. В реорганизации и развитии данной системы каждый регион предлагает собственные подходы и программы. Причем не только в субъектах — участниках проекта реформируется система организации школьного питания. В 76 субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы совершенствования организации школьного питания. Очень важно, что к этой работе привлекается семья: если в семье ребенка обсуждаемым проблемам не уделяется никакого внимания, то добиться заметных результатов только усилиями школы будет сложно. Кроме того, выпускники школ также когда-то станут родителями, и от того, насколько они будут привержены принципам здорового и безопасного образа жизни, будет зависеть и состояние здоровья их детей, и состояние здоровья нашего общества в целом. Именно поэтому одно из направлений проекта «Школьное питание» — последовательная работа с родителями. Конечно, и учитель, который подчас является для ребенка большим авторитетом, чем папы и мамы, влияет личным примером на все аспекты этого сложного процесса.
Что еще должно войти в поведенческий стереотип ребенка на выходе из школы? Это, конечно, культура тела. Урок физкультуры не может быть только, условно говоря, бегом на стометровку под тиканье секундомера. Мало что изменит формальное увеличение количества этих уроков. Физическое развитие ребенка и все «зачетные показатели»