10.09.2009
Источник: «Российская газета-Неделя» — Башкортостан, № 4994 Автор: Тамара Пересыпкина
Медики бьют тревогу: лишь каждый десятый выпускник покидает школу абсолютно здоровым. При этом среди первоклассников почти половина учащихся поступает в школу, не имея никаких заболеваний. Решающими факторами при ухудшении их самочувствия, разумеется, являются условия жизни в семье и школе.
Не обед, а перекус
— Школьники находятся в стенах учебного заведения, в среднем, от шести до восьми часов, — говорит заместитель начальника территориального управления Роспотребнадзора Насима Кучимова. — За этот период времени они должны получить 60 процентов дневного рациона питания, то есть большую его часть. В действительности же дети съедают в школьных столовых лишь треть необходимой им порции.
По официальной статистике, 80 процентов учащихся в республике обеспечены горячим питанием. Однако по большей части оно оборачивается банальным перекусом — булочкой и стаканом теплого чая.
Нарушения режима и норм питания, по единодушному мнению врачей, ведут к дисбалансу всего организма. В результате год от года растет количество детей, страдающих хроническими поражениями желудочнокишечного тракта. В структуре общей заболеваемости школьников они — на втором месте.
С прошлого учебного года в стране вводятся новые, достаточно жесткие, по отзывам специалистов, санитарные требования к питанию учащихся.
— Главные условия — оно должно быть горячим и двухразовым, — комментирует Насима Кучимова. — Сделать это необходимо, хотя и непросто.
Все упирается в отсутствие денег. Государственная дотация на ежедневное школьное питание составляет сегодня 1 рубль 70 копеек — на них и один раз невозможно полноценно накормить ребенка. Для выполнения требований Роспотребнадзора относительно двухразового горячего питания требуется сумма от 150 до 200 рублей.
— Думаю, в этом вопросе должны быть заинтересованы, прежде всего, родители учащихся, большинство из которых уверены: детей в школе кормят некачественно и однообразно, а потому от централизованного питания отказываются, — заметила в разговоре с корреспондентом «РГ» Насима Кучимова. — Взрослым необходимо объяснять, каковы последствия беспорядочной сухомятки для растущего организма.
Сегодня во многих столовых устанавливается новое оборудование, внедряются современные технологии приготовления пищи. Прежде всего, это касается Уфы, которая выиграла федеральный грант по соответствующей программе. Это дополнительный аргумент и для родителей, и для самих учеников в пользу школьного питания.
Не должны оставаться в стороне от укрепления материальной базы школьных столовых и руководители муниципалитетов. Сегодня каждый шестой пищеблок в учреждениях образования региона не соответствует санитарным нормам.
Сколиоз за партой
Неполноценный рацион — только одна из причин катастрофически ухудшающегося здоровья школьников. В стенах большинства учебных заведений кроется еще целый список факторов, провоцирующих развитие в молодом организме различных отклонений.
— В каждой пятой школе завышен уровень электромагнитного излучения, установлена мебель, не соответствующая росту учащихся, нормы освещенности кабинетов нарушены в 15 процентах общеобразовательных учебных заведений, — перечисляет Насима Кучимова. — Все это ведет к развитию болезней опорно.двигательной и нервной системы и уменьшению остроты зрения: оно падает с 8 процентов у первоклассников, до 15 — у выпускников.
К этому списку можно добавить и многочисленные проблемы малокомплектных школ — их еще достаточно много в сельской местности. Расположены эти учреждения, как правило, в старых либо приспособленных помещениях, где отсутствуют элементарные условия для гигиены. По данным регионального управления Роспотребнадзора, более чем треть таких учебных заведений не имеет канализации, а в каждом третьем — отсутствует водопровод.
Медпункт на замке
Специалисты уверены, в существующих условиях необходимо создавать на базе школьных учреждений медицинские центры, которые взяли бы на себя функции лечения, восстановления учащихся, а также профилактику заболеваемости.
Однако, здесь, как говорится, не до жиру. Сегодня далеко не каждое учреждение образования, в том числе и городское, имеет элементарную базу для охраны здоровья.
— По нормативам, на каждые 600 учеников положен один медицинский работник, — сообщила в разговоре с корреспондентом «РГ» начальник отдела Министерства здравоохранения РБ Альмира Байтурина. — К сожалению, это звено укомплектовано лишь на 70 процентов. Причина распространенная — низкая зарплата. Работать в школах соглашаются в основном пенсионеры.
Между тем объем работы у школьных медиков достаточно большой.
— Они должны не только стоять на страже здоровья школьников, оказывая им в случае необходимости первую помощь, но и контролировать процесс приготовления пищи в столовых, следить за санитарными нормами организации учебного процесса, — подчеркнула Насима Кучимова.
Соответствующим образом сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии школьников и отсутствие спортивной базы.
— Более 20 процентов общеобразовательных учреждений республики не имеют спортзалов, — продолжает невеселую статистику Насима Кучимова.
Недостаток же двигательной активности учащихся — прямая дорога к болезням и органов дыхания, и кровообращения, и опорно.двигательной системы, и многих других.
Компетентно
Зиннат Аллаяров, министр образования РБ:
— 1 сентября за парты в общеобразовательных школах республики сели более 449 тысяч школьников, 43 тысячи из них — первоклассники. Наша задача — не только научить этих ребят, дать прочные, разносторонние знания, но и позаботиться об их здоровье.
Раз есть проблема, необходимо ее решать. Особое внимание мы стараемся уделять, конечно же, самым маленьким ученикам — воспитанникам начального звена обучения за счет внедрения специальных здоровьесберегающих методик в ходе учебного процесса. Растущее количество заболеваний среди школьников заставляет открывать на базе общеобразовательных учреждений региона дневные стационары и реабилитационные центры. Здесь ребята могут, не прерывая учебного процесса, пройти курс лечебных процедур, восстановиться после перенесенного заболевания.
Совершенно очевидно, что сеть медицинских подразделений, оснащенных специальным оборудованием и кадрами, в школах республики необходимо расширять. Этот вопрос относится к разряду межведомственных — мы решаем его вместе с руководителями учебных заведений и специалистами Министерства здравоохранения республики. Все стороны прилагают максимум усилий для укрепления этого школьного звена.
Проблема в том, что создать лечебный центр можно далеко не в каждом общеобразовательном учреждении. Для этого требуется крепкая материальнотехническая база, отвечающая современным требованиям. В той же малокомплектной школе, где отсутствуют канализация или водопровод, согласитесь, это сделать невозможно. Поэтому в плане создания центров по охране здоровья учащихся рассматриваются, прежде всего, новые школы.
У нас есть вполне удачный опыт в этом направлении. Например, уфимский лицей N 5, на базе которого не первый год работает реабилитационный центр с достаточно крепкой материальной и кадровой базой. Кстати, обслуживает он учащихся всего Кировского района столицы, на территории которого находится.
Вполне вероятно, что развивать медицинскую составляющую школ следует именно в такой форме — путем создания централизованных баз для лечения и реабилитации школьников. |