на главную img что было img что есть img что будет img написать

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

рабочая группа


Публикации Меню без ошибок

Меню без ошибок

23.09.2009

Источник: Журнал «Здоровье школьника», № 9 2009
Собеседник журнала: Марьяна Безруких, один из авторов программы «Раз­говор о правиль­ном питании», директор Ин­ститута воз­растной физи­ологии, доктор биологических наук, профессор, академик РАО

О том, что культура еды — полноправная и важная часть общечеловеческой культуры, что от нее во многом зависит здоровый образ жизни, в нашем обществе заговорили сравнительно недавно. Заслуга в позитивных переменах отчасти принадлежит вне­дряемой в детских садах и школах образовательной программе «Разговор о правильном питании».

Об итогах и перспекти­вах этого полезного для детей и взрослых начинания мы рас­скажем читателям.

— Марьяна Михайловна, нет нужды лишний раз говорить о том, как важна для разви­тия растущего организма пол­ноценная сбалансированная пища. Ведь это — залог здоро­вья на всю жизнь. Но почему именно в вопросах питания многие родители совершают столько ошибок?

— К сожалению, в нашей стра­не в течение долгих лет не уделя­лось должного внимания куль­туре питания. Поэтому многие взрослые люди просто неграмот­ны в этой области.

Двенадцать лет назад наш Ин­ститут проводил исследование среди родителей школьников, и выяснилось, что мамы и папы не владеют даже необходимым минимумом знаний по этому во­просу. За эти годы, конечно, мно­гое изменилось к лучшему чему в немалой степени поспособствовали СМИ, но говорить о перево­роте в сознании людей пока, увы, рано.

Частые ошибки родителей

— Выходит, в том, что наши дети обладают низкой культу­рой питания, виноваты, в пер­вую очередь, взрослые?

— Самые частые ошибки это отсутствие режима питания, а также однообразность пищи и злоупотребление жирными, сладкими продуктами, припра­вами, соусами. Если всю неделю семья ест одни котлеты, приготов­ленные на несколько дней вперед, хорошего в этом мало. Но ничем не лучше, если родители, ориен­тируясь на собственный вкус, пы­таются накормить свое чадо чем-то солененьким, остреньким, копченым или жирным.

Ведь вкус формируется так же, как и любая другая привычка. И у мам и бабушек есть выбор: воспитать у ребенка здоровый или извращенный вкус.

Нерегулярность приема пищи, бесконечные перекусы между едой, поздние обильные ужины и отсутствие горячих завтраков также не приносят пользу здо­ровью. В некоторых семьях дети вообще не завтракают, что совер­шенно недопустимо, ведь утрен­ний прием пищи — самая важная трапеза в течение дня.

Обычно пренебрегают за­втраком те дети, которые ложат­ся слишком поздно, а встают за несколько минут до выхода из дома, отчего просто не успе­вают нормально поесть. Чтобы ребенок утром не отказывался от еды, его надо разбудить чуть-чуть пораньше (чтобы оставался запас времени) и накормить тем, что ему нравится.

Это могут быть каша, омлет, сырники, оладьи или любая дру­гая теплая пища. Сегодня очень популярны сухие завтраки, но надо понимать, что любая каша гораздо полезнее хлопьев с молоком. Плюс утром обя­зательно нужно дать ребенку напиток — стакан теплого чая, компота, какао и т.д.

Долой предрассудки и заблуждения!

— Есть множество обыватель­ских мифов, мешающих мно­гим из нас приобщиться к идее здорового питания. Сталки­вались ли Вы с ними в своей работе?

— Конечно! Нам было очень важно разрушить устойчивые предубеждения насчет того, что здоровое питание — обязательно дорогое. Это неправда!

Каша на завтрак гораздо эко­номичнее бутербродов с копче­ной колбасой, но при этом сытнее и полезнее! А салат из моркови куда нужнее организму, чем экзо­тические фрукты, а стоит в разы дешевле.

Другой миф утверждает, что все полезное — невкусное. И с этим наша программа гото­ва поспорить! Например, одно из наших занятий было посвя­щено тому, как сделать кашу вкусной. Оказывается, существу­ет масса способов улучшить вкус традиционных полезных блюд.

Выстроить правильные отношения в семье

— Может ли образовательная программа восполнить роди­тельские