на главную img что было img что есть img что будет img написать

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

рабочая группа


-> Публикации -> Меню без ошибок

Меню без ошибок

23.09.2009

Источник: Журнал «Здоровье школьника», № 9 2009
Собеседник журнала: Марьяна Безруких, один из авторов программы «Раз­говор о правиль­ном питании», директор Ин­ститута воз­растной физи­ологии, доктор биологических наук, профессор, академик РАО

О том, что культура еды — полноправная и важная часть общечеловеческой культуры, что от нее во многом зависит здоровый образ жизни, в нашем обществе заговорили сравнительно недавно. Заслуга в позитивных переменах отчасти принадлежит вне­дряемой в детских садах и школах образовательной программе «Разговор о правильном питании».

Об итогах и перспекти­вах этого полезного для детей и взрослых начинания мы рас­скажем читателям.

— Марьяна Михайловна, нет нужды лишний раз говорить о том, как важна для разви­тия растущего организма пол­ноценная сбалансированная пища. Ведь это — залог здоро­вья на всю жизнь. Но почему именно в вопросах питания многие родители совершают столько ошибок?

— К сожалению, в нашей стра­не в течение долгих лет не уделя­лось должного внимания куль­туре питания. Поэтому многие взрослые люди просто неграмот­ны в этой области.

Двенадцать лет назад наш Ин­ститут проводил исследование среди родителей школьников, и выяснилось, что мамы и папы не владеют даже необходимым минимумом знаний по этому во­просу. За эти годы, конечно, мно­гое изменилось к лучшему чему в немалой степени поспособствовали СМИ, но говорить о перево­роте в сознании людей пока, увы, рано.

Частые ошибки родителей

— Выходит, в том, что наши дети обладают низкой культу­рой питания, виноваты, в пер­вую очередь, взрослые?

— Самые частые ошибки это отсутствие режима питания, а также однообразность пищи и злоупотребление жирными, сладкими продуктами, припра­вами, соусами. Если всю неделю семья ест одни котлеты, приготов­ленные на несколько дней вперед, хорошего в этом мало. Но ничем не лучше, если родители, ориен­тируясь на собственный вкус, пы­таются накормить свое чадо чем-то солененьким, остреньким, копченым или жирным.

Ведь вкус формируется так же, как и любая другая привычка. И у мам и бабушек есть выбор: воспитать у ребенка здоровый или извращенный вкус.

Нерегулярность приема пищи, бесконечные перекусы между едой, поздние обильные ужины и отсутствие горячих завтраков также не приносят пользу здо­ровью. В некоторых семьях дети вообще не завтракают, что совер­шенно недопустимо, ведь утрен­ний прием пищи — самая важная трапеза в течение дня.

Обычно пренебрегают за­втраком те дети, которые ложат­ся слишком поздно, а встают за несколько минут до выхода из дома, отчего просто не успе­вают нормально поесть. Чтобы ребенок утром не отказывался от еды, его надо разбудить чуть-чуть пораньше (чтобы оставался запас времени) и накормить тем, что ему нравится.

Это могут быть каша, омлет, сырники, оладьи или любая дру­гая теплая пища. Сегодня очень популярны сухие завтраки, но надо понимать, что любая каша гораздо полезнее хлопьев с молоком. Плюс утром обя­зательно нужно дать ребенку напиток — стакан теплого чая, компота, какао и т.д.

Долой предрассудки и заблуждения!

— Есть множество обыватель­ских мифов, мешающих мно­гим из нас приобщиться к идее здорового питания. Сталки­вались ли Вы с ними в своей работе?

— Конечно! Нам было очень важно разрушить устойчивые предубеждения насчет того, что здоровое питание — обязательно дорогое. Это неправда!

Каша на завтрак гораздо эко­номичнее бутербродов с копче­ной колбасой, но при этом сытнее и полезнее! А салат из моркови куда нужнее организму, чем экзо­тические фрукты, а стоит в разы дешевле.

Другой миф утверждает, что все полезное — невкусное. И с этим наша программа гото­ва поспорить! Например, одно из наших занятий было посвя­щено тому, как сделать кашу вкусной. Оказывается, существу­ет масса способов улучшить вкус традиционных полезных блюд.

Выстроить правильные отношения в семье

— Может ли образовательная программа восполнить роди­тельские недоработки?

— Наша программа — не сухая дидактическая схема, а живое творческое дело. Мы стараемся говорить о необходимости и по­лезности правильного питания в игровой форме. И все-таки, ка­ким бы увлекательным и эффек­тивным ни был этот процесс, для ребенка наиболее убедителен пример взрослых.

Именно поэтому наша про­грамма построена таким обра­зом, что помимо учащихся в ней могут принимать участие и пе­дагоги, и родители, и даже ба­бушки и дедушки. Ежегодно в рамках программы организу­ются межрегиональные соревно­вания: конкурсы методических и творческих работ, семейной фотографии.

Проводятся музыкально-кулинарные шоу различные ме­роприятия. Идея здорового питания становится настолько за­разительной, что меняется струк­тура питания в семье. И вообще, дело ведь не только в пище, так как культуры питания отдельно от общей культуры быть не может.

Наша программа помогает вы­страивать правильную систему общения в семье, общую культу­ру жизни. Например, если мама за ужином отчитывает ребенка за двойку то можно сказать, что культура питания в этой семье от­сутствует. Пусть даже на тарелках лежат самые полезные и идеально приготовленные продукты. Кроме того, в нашей программе очень ва­жен познавательный момент: она учит, как принимать гостей, как накрыть на стол, знакомит с ку­линарными традициями разных народов и так далее. Например, в одной из поволжских сельских школ ученики 4-го класса защи­щали собственные исследователь­ские проекты на тему здорового питания. Они обошли живущих в селе бабушек-долгожительниц и узнали, чем те питаются, что именно и по каким рецептам готовят.

Эта работа обогатила ребят и с познавательной, и с духов­ной точки зрения. Кстати, снача­ла дети победили в региональном конкурсе.

Опыт России — всему миру пример

— Правда, что программа «Раз­говор о правильном питании» -не лицензионная, а наша соб­ственная, российская?

— Наша программа проходит в 27 регионах России, в ней уже приняли участие более 3 млн. детей. В течение 10 лет своего су­ществования проект постоянно развивался и дополнялся. В 1999 году была запущена первая часть «Разговор о правильном питании» для дошкольников и младших школьников часть «Две недели в лагере здоровья», ориентированная на детей 9-11 лет. В 2006 году появилась «Фор­мула правильного питания» для детей 12-14 лет. Для подростков есть компьютерная версия про­граммы. Наш проект совершен­но уникален, причем не только для России, но и для всего мира. В его разработку и проведение компания «Нестле» вложила более 125 млн руб. В 2006 году «Разговор о правильном питании» получил награду как лучшая спонсор­ская программа в мире. Сегодня она признана эталоном и приня­то решение на ее основе разра­ботать аналогичные программы в 100 странах мира.

Важные факты

Проблемы, которые выявило исследование, проведенное Институтом возрастной физиологии РАН, Участники — свыше 35 ООО школьников с 1-го по 10-й класс из 74 регионов России.

Мясные и рыбные продукты ежедневно употребляют лишь 55% школьников, молочные продукты и яйца — только 75% детей. Де­фицит белка — «строительного материала» для клеток организма в детском возрасте может стать причиной серьезных функциональ­ных нарушений.

Овощи потребляют ежедневно всего 46% школьников. Фрукты и соки — только 30%. Недостаток витаминов и углеводов снижает иммунитет, ведет к частым болезням.

Треть всех первоклассников питаются трижды в день. Столько же первоклашек едят тогда, когда им вздумается, без всякого режима. Среди старшеклассников поклонников бессистемного питания уже половина. Норма — 4-5 разовое питание. Принимать пищу реже 4 раз в день или когда придется — большая нагрузка на организм, прежде всего — на желудочно-кишечный тракт. Недаром частота заболеваний ЖКТ у детей с 1-го по 10-й класс возрастает на 40%. Более 5% первоклассников и 10% старшеклассников не завтрака­ют. Регулярный отказ от завтрака приводит к повышенной утомля­емости, снижению внимания, плохой успеваемости, набору лишне­го веса.