на главную img что было img что есть img что будет img написать

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

рабочая группа


Публикации Дети - 20% населения страны и 100% - ее будущего

Дети - 20% населения страны и 100% - ее будущего

01.04.2010
Источник: Новое Время (Армения)

Организация школьного питания — проблема, которую с учетом низкого прожиточного уровня многих семей нужно решить не откладывая. Между тем средств это потребует немалых, которых сегодня, особенно в условиях кризиса, в казне нет.

Поэтому помощь Армении взялась оказать Всемирная продовольственная программа, которая уже более полувека успешно работает в этом направлении. И не только в этом. В рамках предварительных обсуждений в Ереване на днях побывали представители этой организации — руководитель программы школьного питания Илария Деттори, сотрудник по связям с донорами Мария Лукьянова, а также советник министра сельского хозяйства РФ Владимир Чернигов.

В 1970-80 гг. в Армении было около полутора тысяч общеобразовательных школ, в которых обучались 220-230 тысяч детей. Согласно разработанному в те годы и, кстати сказать, скрупулезно выполняемому «Типовому положению о школе», всех этих детей следовало не только образовывать, воспитывать, но и кормить. Общеизвестная и давно подтвержденная медиками истина о том, что голодный человек и особенно голодный ребенок с его мощным выбросом энергии не способен воспринимать вдалбливаемые ему знания, была учтена в «Положениях». Специальные бригады диетологов, врачей, гигиенистов разрабатывали рацион школьного питания, закладывая в него требуемые ребенку в течение дня калории. А поскольку для приготовления и потребления пищи требовались специальные помещения, то в школах создавалась необходимая инфраструктура.
О том, какую значимость придавали в те годы школьному питанию, свидетельствует и такой факт. Сильно озабоченная тем, чтобы воспитывать подрастающее поколение в духе преданности идеалам коммунизма, власть тем не менее предписала пожертвовать актовыми залами, где проводились все пропагандистские мероприятия, и переоборудовать их в столовые и буфеты на 250-1000 посадочных мест.
В крупных школах, где для этого были подходящие условия, работали кухни. Кроме того, были созданы пищеблоки, где готовилась горячая еда, предназначенная только для школ.
По словам бывшей сотрудницы отдела школьного питания при тогдашнем Министерстве образования Мариам Симонян, контроль за всем этим хозяйством был постоянный и строгий. Работники отдела совместно с представителями санэпидемстанции регулярно проверяли состояние школьных буфетов как в городах, так и в селах, куда продукты поставляли колхозы и совхозы. Проверяли абсолютно все — и качество пищи, и ассортимент, который должен был обеспечивать необходимые калории, и, главное, чтобы в меню не было скоропортящихся или вредных продуктов, таких как рыбные консервы или пирожные с кремом.
В соответствии с установленными нормами дети должны получать еду каждые 3-4 часа. С учетом этого интервала устанавливалось расписание уроков. Две 10-минутные перемены в старших классах и одна — в младших позволяли детям пополнить в школьном буфете запас израсходованных калорий.
Правда, на деле не всегда и не все было так идеально в нашем окрашенном ностальгией прошлом и как живописуют сводки и документы тех лет. Все мы родом из школы и хорошо помним и остывшие пирожки, и до оскомины опротивевшее какао со «смутными» следами молока. Но так или иначе школа нас кормила, голодных среди детей не было никогда, а падающих в голодные обмороки тем более. Поэтому порой обидно за державу — пусть и разрушенную, пусть и растасканную по национальным квартирам, но имевшую хороший и полезный опыт радения о детях и не жалевшей для их блага никаких денег. Обидно, потому что теперь, когда нас постоянно, как неофитов, учат «азам» милосердия и чадолюбия и призывают заимствовать опыт Запада, не грех вспомнить собственный совсем еще не далекий опыт и, отвергнув все его «плевела», взять на вооружение его очень полезные «зерна».
Сегодня наша школа предлагает только просветительские услуги. Между тем материальное положение многих семей, особенно в марзах, никак не может обеспечить детям необходимый рацион питания, и нередко они идут в школу, причем порой очень неблизкую, получив дома или очень скудный завтрак, или вообще никакой. Просидеть ведь день за школьной партой и воспринимать весь курс наук на голодный желудок почти невозможно, да еще при этом можно заработать целую «гроздь» различных заболеваний. Так, из 1486 зарегистрированных в 2008 году больных с впервые установленным диагнозом туберкулеза около 90 случаев приходится на детей в возрасте до 14 лет. А одним из главных злостных провокаторов палочки Коха является, как известно, хроническое недоедание. Из осмотренных в том же возрасте детей выявлено около 29 тысяч с инфекционными и паразитарными болезнями, 3152 — с болезнями эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и им