09.04.2010
Источник: Казанские Ведомости
Руководитель отдела школьного питания управления образования Нижнекамска Николай Плисов рассказал об эксперименте, который уже становится системой школьного питания в начальных классах.
Как обычно едят дети в школах? Утренний перекус дома, горячий завтрак в школе (салат, рыбное или мясное блюдо с гарниром, выпечка, напиток) после первого или второго урока. Затем обед в полдень, во время группы продленного дня — в основном тарелка вегетарианского супа с хлебом, выпечка и чай. Все вроде бы правильно. Но учителя и работники столовой не дадут соврать — часть завтрака с тарелок школьников младших классов попадает в баки с отходами. Детский организм в утренние часы еще не успевает проснуться, заторможен, и поэтому ребенок не особенно голоден. И наоборот, к 12 часам он теряет массу энергии, у него просыпается хороший аппетит, поэтому такой скудный обед не может утолить голод. Получается, часть родительских денег — в виде недоеденного завтрака — выбрасывается на ветер.
Так было до поры до времени и в нижнекамских школах. В гимназии? 2 еще в 1995 году решили эту проблему. Посоветовавшись с родителями, проконсультировавшись у диетологов и получив добро от специалистов Роспотребнадзора, руководство гимназии поменяло местами завтрак и обед. Завтрак стал облегченным: молочные каши, сыр или пирожок, фрукт, напиток. А в обед во время продленки стали кормить салатом, рыбными или мясными блюдами с гарниром. Ну и конечно же выпечка и напиток. Получился щадящий режим питания, позволяющий не пичкать ребенка едой, когда он не голоден.
Плюсы эксперимента
Нижнекамские школы по сравнению с казанскими довольно молодые. Все они просторные, современные, и в каждой есть большие столовые со своей кухней. В среднем рассчитаны на 300 посадочных мест.
Мы попали во вторую гимназию как раз во время завтрака. Малыши, не стесняясь гостей, шумно рассаживались за обеденные столы. Примечаю, что дежурные разносят еду не заранее, а едва дети усаживаются по местам.
— Мы специально разработали такой режим кормления среди классов, чтобы была разница в несколько минут, — рассказывает заведующая столовой Марина Субаева. — В результате блюда не успевают остыть, значит, вкус у них сохраняется, да и порядка стало больше.
Ребята дружно справляются с геркулесовой кашей, мало у кого на тарелке что-то остается. Да и то, наверно, только для того, чтобы можно было съесть румяную котлету в тесте.
— Эксперимент уже в первые годы дал хорошие результаты, - рассказывает директор гимназии? 2 Рафаиль Азизов. — В начальных классах в столовой стали питаться все дети. Меньше пропусков по простудным болезням, из-за заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Решив проблему питания «начинашек», в 2004 году руководство второй гимназии обратило внимание на учащихся старших классов. Чтобы заинтересовать ребят, предложило им два меню на выбор по примеру шведского стола. Старшеклассникам идея понравилась, они потянулись в столовую. Но, увы, шведский стол не выдержал бюрократической системы — трудно было организовать отчетность по списанию продуктов. Зато привычка питаться в столовой у ребят осталась. В настоящее время в некоторых школах для старшеклассников организовали дополнительное питание, и подобных учебных заведений сейчас становится все больше.
— Из 35 школ Нижнекамска пока в эксперименте участвуют 16 школ, это около 5 тысяч учащихся. В этих учебных заведениях почти стопроцентный охват питанием, — говорит Николай Плисов. - Начальник управления образования Равис Шакиров поставил задачу на следующий год вовлечь в этот эксперимент все общеобразовательные учреждения города. Тем более родители учащихся не против. Также собираемся сделать обед полноценным, то есть включить и первые блюда (супы). Конечно, придется родителям немного доплачивать — два-три рубля, но результат стоит того.
Как накормить сельских школьников?
Довелось автору этих строк как-то пообедать в сельской школе. Отварная картошка, компот, кусок хлеба с маслом. Вкусно, но как-то скудно.
— В 2009 году на сельского ребенка государство выделяло 6 рублей в день, из них 1,90 - социальная защита из местного бюджета, 4,10 — дотация. Родители ничего не платили, — подтверждает мой рассказ Николай Иванович. - Надо было очень постараться, чтобы накормить детей вкусно и полезно. Что можно на эти деньги? Булочку да стакан чая! Управление образования совместно с директорами сельских школ убедили родителей в необходимости организации полноценного питания. Доплачивать за питание от 5 до 10 рублей в месяц сельские жители оказались способны, и теперь деревенские школьники питаются не хуже городских.
Полезные мелочи
32-я гимназия, занявшая в 2009 году третье место в республиканском конкурсе «Лучшая школьная столовая по организации питания учащихся», — тоже участница нижнекамского ноу-хау. Но у них есть и свои задумки, достойные подражания.
— Детям, родителям и учителям новая система пришлась по душе, — рассказывает директор Любовь Якимова. — Правда, есть малыши, которые не любят каши. Им больше нравятся гамбургеры да чипсы с сухариками. К ним мы нашли подход. Старшеклассники создали «кашную» агитбригаду и теперь приходят к малышам со специальной программой, в которой рассказывают о пользе круп, горячих завтраков, каш и вообще о правильном питании. Эффект замечательный! И малышня, и старшеклассники узнают много полезного о здоровой пище, свои знания они несут в семью — получается круговой ликбез!
Что еще приятно удивило в нижнекамском школьном питании? Дизайн столовых в каждом учебном заведении имеет свою тематику. В кадетской школе это морские пейзажи, военные корабли. В 32-й гимназии — симпатичные колпаки, под стать настоящим поварским, во второй гимназии — стиль кантри. И так далее.
Из разряда полезных мелочей: оплата питания школьников во всех школах осуществляется через банк по квитанциям, которые выдает школа, поэтому у детей и учителей нет мороки с наличными, кстати, нет и родительской задолженности. Некоторые вносят деньги авансом. Каждый месяц учитель готовит отчет, на какую сумму поел ребенок, остатки денег переходят на следующий месяц.
— Вкусы у детей разные, — продолжает Николай Иванович. — Чтобы найти золотую середину, несколько лет назад по инициативе Рависа Музагитовича создали общественные советы с участием родителей, старшеклассников, администраций школ (сейчас их заменили родительские комитеты). Родители могли прийти в школьную столовую, попробовать блюда, приготовленные для детей, а затем оставить свои замечания, претензии или пожелания в специальной книге — конкретно по каждому блюду. К примеру, суп гороховый: картошка сваренная или нет, горох проваренный или нет. В роли ревизора нередко выступает и начальник управления образования, причем о том, что он придет с проверкой, в школах заранее не знают.
Витамины и калории
— Головоломку нам подкинули новые санитарные правила, по которым мы обязаны внести в рацион учащихся определенный комплекс витаминов, — делится Николай Иванович. - Внедрение этих требований, несомненно, удорожало школьное питание. Мы нашли оптимальный выход. Специалисты хлебозавода, молокозавода предложили использовать в питании детей хлеб и напитки на основе молочной сыворотки и фруктовых соков с повышенным содержанием витаминов, микроэлементов и микросолей. Эти продукты включаются в меню учащихся один-два раза в неделю.
В Нижнекамске, пожалуй, на сегодня единственном городе Татарстана, продолжают выдавать всем учащимся с 1-го по 4-й класс (9320 детей) фторированное молоко бесплатно каждый день. Средства на это у города нашлись.
|