на главную img что было img что есть img что будет img написать

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

рабочая группа


Публикации Как нижнекамцы поменяли обед на завтрак

Как нижнекамцы поменяли обед на завтрак

09.04.2010

Источник: Казанские Ведомости

Руководитель отдела школьного питания управления образования Нижнекамска Николай Плисов рассказал об эксперименте, который уже становится системой школьного питания в начальных классах.

Как обычно едят дети в школах? Утренний перекус дома, горячий завтрак в школе (салат, рыбное или мясное блюдо с гарниром, выпечка, напиток) после первого или второго урока. Затем обед в полдень, во время группы продленного дня — в основном тарелка вегетарианского супа с хлебом, выпечка и чай. Все вроде бы правильно. Но учителя и работники столовой не дадут соврать — часть завтрака с тарелок школьников младших классов попадает в баки с отходами. Детский организм в утренние часы еще не успевает проснуться, заторможен, и поэтому ребенок не особенно голоден. И наоборот, к 12 часам он теряет массу энергии, у него просыпается хороший аппетит, поэтому такой скудный обед не может утолить голод. Получается, часть родительских денег — в виде недоеденного завтрака — выбрасывается на ветер.

Так было до поры до времени и в нижнекамских школах. В гимназии? 2 еще в 1995 году решили эту проблему. Посоветовавшись с родителями, проконсультировавшись у диетологов и получив добро от специалистов Роспотребнадзора, руководство гимназии поменяло местами завтрак и обед. Завтрак стал облегченным: молочные каши, сыр или пирожок, фрукт, напиток. А в обед во время продленки стали кормить салатом, рыбными или мясными блюдами с гарниром. Ну и конечно же выпечка и напиток. Получился щадящий режим питания, позволяющий не пичкать ребенка едой, когда он не голоден.

Плюсы эксперимента

Нижнекамские школы по сравнению с казанскими довольно молодые. Все они просторные, современные, и в каждой есть большие столовые со своей кухней. В среднем рассчитаны на 300 посадочных мест.

Мы попали во вторую гимназию как раз во время завтрака. Малыши, не стесняясь гостей, шумно рассаживались за обеденные столы. Примечаю, что дежурные разносят еду не заранее, а едва дети усаживаются по местам.

— Мы специально разработали такой режим кормления среди классов, чтобы была разница в несколько минут, — рассказывает заведующая столовой Марина Субаева. — В результате блюда не успевают остыть, значит, вкус у них сохраняется, да и порядка стало больше.

Ребята дружно справляются с геркулесовой кашей, мало у кого на тарелке что-то остается. Да и то, наверно, только для того, чтобы можно было съесть румяную котлету в тесте.

— Эксперимент уже в первые годы дал хорошие результаты, - рассказывает директор гимназии? 2 Рафаиль Азизов. — В начальных классах в столовой стали питаться все дети. Меньше пропусков по простудным болезням, из-за заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Решив проблему питания  «начинашек», в 2004 году руководство второй гимназии обратило внимание на учащихся старших классов. Чтобы заинтересовать ребят, предложило им два меню на выбор по примеру шведского стола. Старшеклассникам идея понравилась, они потянулись в столовую. Но, увы, шведский стол не выдержал бюрократической системы — трудно было организовать отчетность по списанию продуктов. Зато привычка питаться в столовой у ребят осталась. В настоящее время в некоторых школах для старшеклассников организовали дополнительное питание, и подобных учебных заведений сейчас становится все больше.

— Из 35 школ Нижнекамска пока в эксперименте участвуют 16 школ, это около 5 тысяч учащихся. В этих учебных заведениях почти стопроцентный охват питанием, — говорит Николай Плисов. - Начальник управления образования Равис Шакиров поставил задачу на следующий год вовлечь в этот эксперимент все общеобразовательные учреждения города. Тем более родители учащихся не против. Также собираемся сделать обед полноценным, то есть включить и первые блюда (супы). Конечно, придется родителям немного доплачивать — два-три рубля, но результат стоит того.

Как накормить сельских школьников?

Довелось автору этих строк как-то пообедать в сельской школе. Отварная картошка, компот, кусок хлеба с маслом. Вкусно, но как-то скудно.